Так как насчёт предложения о брошюрке для "инженеров", чтоб вести нашу деятельность (и экономику) правильным путём?!
ЦитатаMumrikennen ()
Работаю медтехником в ЛПУ совсем недавно, поэтому некоторые тонкости работы не понятны (но я стараюсь).
. Предисловие:На Форуме медтехников рассказываем как, в соответствии со всей совокупностью нормативных требований, должно БЫТЬ, а не делимся схемами бардака, который, как известно, у каждого свой (с.18), а в системе всеобщий.
. Данная тема предназначена тем, кто хочет разобраться в вопросах организации деятельности по технической поддержке применению медицинской техники в медицине и по её поддержанию в технически исправном и безопасно работоспособном состоянии – в своей деятельности.
. КАЧЕСТВО оказания медицинских услуг и медицинской помощи определяется, в том числе, качеством поддержания медицинской техники в технически исправном и безопасно работоспособном состоянии, т.е. качеством организации, планирования, обеспечения, ведения и осуществления этого процесса, его действий и операций
.
Техническая поддержка применения медицинской техники в медицине – ТППМТ
Государственноеорганизационно-техническое мероприятие: «Поддержание медицинской техники в технически исправном и безопасно работоспособном состоянии (поддержание технической исправности) – ПТИ МТ»
Типовая организация (регламент) выполнения и типовое содержание инструктажей по правилам технической эксплуатации (ПТЭ) и правилам техники безопасности при техническом обслуживании медицинской техники эксплуатирующим персоналом (ПТБ при ТЭ МТ), осуществляемых техническими специалистами у заказчика
Инструктажи по ПТЭ и ПТБ при ТЭ МТ являются ТРЕТЬЕЙ частью технического обслуживания медтехники
. Цель инструктажа, а это профилактически-предупредительный инструктаж, являющийся одной из обязательных предупредительных функций технического обслуживания медицинской техники: - информационным методом обеспечить технически грамотную эксплуатацию МТ, и тем самым, совместно с её функционально правильным применением и использованием обеспечить безусловное качество лечебно-диагностического процесса. . Задачи инструктажа: - обеспечить грамотную техническую эксплуатацию и содержание МТ; - должный контроль за эксплуатационным состоянием МТ со стороны эксплуатирующего медперсонала и ответственных лиц; - предотвратить организационными методами получение недостоверных медицинских результатов, и преждевременный отказ или выход из строя МТ; - предотвратить возможность травмирования медперсонала и пациентов при использовании МТ по его предназначению.
. Организационно состоит из очередного (ежегодного планового) и внеочередного (текущего).
. Очередной инструктаж проводится: - обязательно один раз в начале организационного цикла технического обслуживания, т.е. в первом квартале календарного года. . Этот инструктаж проводится в обязательном порядке всему медперсоналу, участвующему в эксплуатации МТ (работающему с ним), и лицам, ответственным в подразделениях и в ЛПУ за исправное состояние МТ и её функционально правильную эксплуатацию.
. Внеочередной инструктаж проводится: - новому сотруднику из числа медперсонала, которому не производился этот инструктаж, перед тем как он приступит к самостоятельной работе на МТ; - по мере необходимости при нарушении медперсоналом требований ПТЭ, ЭТО и ПТБ при ТЭ МТ.
. Инструктирующий рассказывает (обязательно вкратце напоминает) о конструктивных особенностях имеющихся в подразделении типов/моделей МТ. . Инструктирует по правилам технической эксплуатации (ПТЭ) каждого имеющегося в отделении типа МТ, особенностям (правилам) и периодичности их эксплуатационного технического обслуживания (ЭТО), осуществление которого надлежит медперсоналу, работающему на этой МТ. . Инструктирует по правилам техники безопасности (ПТБ) при технической эксплуатации (ТЭ) и ЭТО каждого имеющегося в отделении типа МТ.
Чтобы ЧТО-ТО сообщать инструктируемым, Медтехнику надо хорошо это «ЧТО-ТО» знать, и знать на основе каких знаний и на каких организационных основах ЗНАТЬ:
. Требования к профессиональным знаниям (общим техническим и организационным) и качествам технического специалиста - медтехника, проводящего очередной ежегодный и текущие инструктажи при ТО МТ. . Нижеизложенные требования к знаниям технического специалиста (медтехника) в сфере ПТИ МТ являются определяющим условием соответствия специальности организационной составляющей его профессиональной квалификации. А это:
. Знание назначения проводимого инструктажа его цели и задач; . Знание связи качества проводимого медтехником инструктажа с качеством эксплуатации МТ; . Знание своей ответственности за некачественный инструктаж;
. Определённые знания (представления) об анатомии и физиологии человека; . Знание основ медицинских методик, в соответствии с которыми применяются обслуживаемые им в ЛПУ МТ; . Знание конструкции и технических характеристик всей без исключения обслуживаемой им в ЛПУ по договору/контракту МТ; . Знание требований безопасности и норм охраны труда при технической эксплуатации, обслуживаемой им в ЛПУ МТ;
. Знание организационных норм ПТИ МТ, его состава действий и операций, и их порядок исполнения; . Знание состава действий и операций эксплуатационного технического обслуживания (ЭТО) и порядка их выполнения, касающихся обслуживаемой МТ; . Знание состава действий и операций периодического технического обслуживания (ПТО) и порядка их осуществления, касающихся обслуживаемой МТ; . Аналитические знания практики эксплуатации всей обслуживаемой им МТ; . Знание причин ремонта всей обслуживаемой им МТ; . Знание основ психологии взаимодействия человека и оборудования;
. Знание об электрическом токе, его видах, воздействии на человека и оборудование, проявление этого воздействия, параметры и признаки опасного воздействия; . Знание поражающих факторов воздействия электрического тока и приёмов освобождения от этого воздействия и оказания помощи; . Знание приёмов оказание первой медицинской помощи; . Знание правил и требований допуска на первую группу по электробезопасности;
. Знания норм, правил, требования ПЭУ (в действующей редакции - в 2018 году 7-ой), касающиеся обустройства и технической эксплуатации МТ; . Знание требований по электробезопасности, касающихся обслуживаемой МТ; . Знание особенностей работы оборудования функционирующего под избыточным давлением, с применением особых рабочих сред и физических явлений; . Знание газовой безопасности, если есть установки с газопотреблением (кислород, природный газ и др.); . Знание требований пожарной безопасности; . Знание норм и требований медицинской санитарии; . Знание общих правил охраны труда в медицине;
. Знание норм и правил устройства помещений, в которых установлена обслуживаемая МТ; . Знание устройства систем электрообеспечения работы МТ и их технически нормального функционирования; . Знание организации обеспечения электробезопасности МТ и иного оборудования; . Знание назначения, конструкции и устройства электрозащитного заземления, как инженерно-технического устройства; . Знание разницы между устройствами защитного зануления и защитного заземления, и когда какое устройство применяется; . Знание назначения, конструкции и устройства технологического рабочего заземления, как инженерно-технического устройства; . Знание назначения контура уравнивания потенциалов, как инженерно-технической системы; . Знание о статическом электричестве его возникновении, накоплении, истекании и признаков его проявлении, и защиты от него; . Знание об электромагнитных наводках, их природы и проявлении в оборудовании, методы уменьшения их воздействия на человека и технически нормальную работоспособность МТ; . Знание проверки МТ на соответствие требованиям электробезопасности;
. Знание требований и норм ОНД и НТД, действующих в медицине РФ и регламентирующих деятельность в ней; . Знание типовой организационной структуры медицинских учреждений и общего функционального предназначения подразделений этой структуры; . Знание функционального предназначения должностных лиц медицинского учреждения; . Знание системы государственных требований и условий (законы, ОНД) по организации своей профессиональной деятельности; . Знание логически правильной (а не примитивной и/или бардачной) организации своей деятельности (свой "вклад" во «всеобщий бардак» он как "профессионал" (с.4), и так способен внести по своим незнанию, неразумению,наивнойорганизационнойпримитивностии своей лени); . Знание своей производственной роли (функции), её логической важности, и своих задач в системе поддержания медицинской техники в технически исправном и безопасно работоспособном состоянии; . Знание государственного законодательства, определяющего персональную ответственность технического специалиста-медтехника за результаты своих действий и бездействий;
. Знание основ метрологии и метрологического обеспечения в медицине. Чёткое понятие о достоверности результатов медицинских исследований и действий;
. Знание системы гарантийных обязательств производителя, поставщика, монтажника;
. Знание правил изложения информации и умение это делать (чтобы не заунывно, нудно, скомкано, неполно, поверхностно, неинтересно, беспредметно, неквалифицированно); . Умение профессионального общения с эксплуатирующим медперсоналом и с соответствующими по договору ответственными должностными лицами в ЛПУ.
. Если технический специалист, чья деятельность и производственная функция состоит в поддержании МТ в технически исправном и безопасно работоспособном состоянии (техническом обслуживании и ремонте МТ), не обладает всей суммой вышеуказанными знаниями, слабо представляет себе, как организационный, так и технологический регламенты ТО МТ, и его знания и опыт в основном замыкаются на ремонтных действиях и операциях, то он, даже если у него ВТО, всего лишь «кишечник» по восстановлению некоторой работоспособности МТ (более уважительно – ремонтник, если он работник, умеющий это делать хорошо, то мастер). И, конечно же, он, как работник, не относится к категории квалифицированных специалистов-медтехников, какое бы у него при этом образование ни было (по проявляемым признакам трудовой деятельности он относится к "профессионалам", т.е. получающим какие-то деньги за какую-то «узколобую», возможно квалифицированную технологического рода работу).
1. Организационно-подготовительные действия.
. Подготовка к проведению инструктажа медперсоналу Заказчика: - повторение (изучение) физических, технических и физиологических основ создания и применения медицинской техники, обслуживаемой по договору/контракту; - изучение (повторение) эксплуатационно-технической документации (ЭТД) соответствующих типов и моделей медтехники, обслуживаемых по договору/контракту; - повторение (или изучение) правил техники безопасности при работах на медтехнике; - повторение (изучение) норм, правил, требований по организации и осуществлению ПТИ МТ; - изучение или повторение необходимой для проведения ПТИ МТ организационно-нормативной (ОНД) и нормативно технической (НТД) документации.
. Согласование на основе Годового графика плановых работ технического обслуживания медтехники в ЛПУ с ответственным в ЛПУ (инженером) по охране труда и ответственным за исправное состояние и правильную эксплуатацию МТ в конкретном подразделении ЛПУ, времени и места проведения очередного ежегодного инструктажа. . Прибытие на место проведения очередного ежегодного инструктажа. . Перед началом работы ответственное лицо Заказчика по Охране труда под роспись в соответствующем журнале проводит специалистам Исполнителя (если до этого не проводился) обязательный вводный инструктаж по правилам безопасности и поведения, установленным у Заказчика. . Ожидание возможности приступить к инструктажу или отвлечение по другим вопросам, не касающихся данной услуги, т.е. потеря техническими специалистами рабочего времени по вине Заказчика, -не допустимо!
2. Проведение инструктажа медперсоналу и ответственным за исправное состояние и правильную эксплуатацию МТ.
. Опрос эксплуатирующего и лица, ответственного за исправное состояние и правильную эксплуатацию МТ в конкретном подразделении ЛПУ, о наличии у них замечаний по функционированию обслуживаемой по договору/контракту медтехники и замечаний по условиям её эксплуатации и состоянию инженерно-технических систем, обеспечивающим работу МТ. Просмотр по «Журналу технического обслуживания и ремонта медицинской техники», по отчётным технологическим протоколам, актам контроля и обследований, др. документации зафиксированной истории эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и других мероприятий, связанных с поддержанием медтехники в технически исправном и безопасно работоспособном состоянии. Анализ полученной информации о текущем состоянии медтехники и причинам появления неисправности.
. Изложение, с учётом опыта эксплуатации, и предшествующих инструктажу технического обслуживания и ремонтов, необходимого объёма информации по тематике инструктажа: - инструктирующий рассказывает (обязательно вкратце напоминает) о конструктивных особенностях имеющихся в подразделении типов/моделей МТ; - инструктирует по правилам технической эксплуатации (ПТЭ) каждого имеющегося в отделении типа МТ, особенностям (правилам) и периодичности их эксплуатационного технического обслуживания (ЭТО), осуществление которого надлежит медперсоналу, работающему на этой МТ; - инструктирует по правилам техники безопасности (ПТБ) при технической эксплуатации (ТЭ) и ЭТО каждого имеющегося в отделении типа МТ.
. Сообщение инструктируемым результатов анализа состояния МТ в их подразделении, эксплуатации этой МТ и её ЭТО. . Ответы на возникшие вопросы медперсонала и лица, ответственного за исправное состояние и правильную эксплуатацию медтехники.
3. Организационно-заключительные действия.
. Документальное оформление проведения инструктажа в «Журнале технического обслуживания и ремонта» (дата инструктажа, тема инструктажа, ФИО и должность инструктирующего – его подпись, ФИО и должность инструктируемого – его подпись). . По результатам проведённого инструктажа и анализа вопросов медперсонала делаются соответствующие выводы, на основе которых при необходимости вырабатываются соответствующие эксплуатационные и организационные рекомендации и требования, и даётся оценка в целом организации эксплуатации медтехники в ЛПУ. . Доведение до сведения лиц, ответственных за исправное состояние МТ, инженера по медоборудование и руководства ЛПУ выводов, сделанных по итогам инструктажа. . Предложения инженеру по медоборудованию и ответственным лицам в ЛПУ о необходимости направления конкретного медперсонала на специализированную профессиональную подготовку.
4. Завершение действий по очередному (плановому) ежегодному инструктажу.
. Устный и/или письменный (документальный) отчёт перед своим руководством (Исполнителя) о проведённом у Заказчика очередном ежегодном инструктаже, при необходимости, определение дальнейших действий с доведением принятых решений до сведения Заказчика.
. Организационный регламент совместно с технологическим регламентом конкретных работ (монтажных, пуско-наладочных, технического осмотра, регламентных работ, ремонтных работ, т.е. наладочных и восстановительных, работ того или иного вида технического освидетельствования) для каждого вида и типа конкретной единицы медтехники необходим для определения (учёта) трудоёмкости и стоимости работ/услуг, выполняемых техническими специалистами (медтехниками).
. Организационные требования данного организационного регламента в обязательном порядке включаются в условия и требования договоров/контрактов на выполнение требуемых Заказчику работ/услуг.
....
ВНИМАНИЕ! Обращаю ваше внимание на то, что речь о техническом обслуживании (ТО) - организационно-техническом мероприятии куда не входит ремонт, а не о сервисном обслуживании (СО) уполномоченными производителем, или от его имени, проводить его, куда входит и сервисный ремонт! Элементы действий и операций сервисного обслуживания также являются одними из составных действий и операций технического обслуживания. Отсюда и неосмысленная из-за организационной наивности путаница СО с ТО.
О нынешнем понимании существа ТО и соответствующей примитивной действительности (вернее, об абсолютном непонимании) см. по ссылке ТЕМУ.